МБДОУ "Детский сад №153" г. Нижний Новгород, группа "Солнышко"
Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение. Ведь именно дошкольный возраст, по мнению многих ученых, является самым перспективным для закладывания и усвоения основ экологической культуры, связано это с высокой эмоциональностью детей. Опираясь на свой исследовательский рефлекс, присущий с рождения, дошкольники зачастую обращают внимание на предметы, происходящие явления, на которые взрослые не обращают внимание и просто проходят мимо. Большой интерес у детей дошкольного возраста вызывают представители животного и растительного мира, которых они воспринимают как равных себе, сочувствуют и сопереживают им. Желая как можно больше узнать ребенок задает множество вопросов о растениях и животных. Все особенности познания окружающего мира природы детьми необходимо учитывать при организации образовательной деятельности. На необходимость обеспечить детям возможность общения с природой, проведения совместной деятельности в ней указывается в требованиях Федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Особое внимание обращается в ФГОС на организацию предметно- пространственной среды, которая дает возможность максимально реализовать потенциал каждого дошкольника. Поэтому в оборудовании групп обязательными должны быть дидактические пособия, развивающие познавательную активность детей. Именно к таким пособиям относятся макеты. Макетирование можно рассмотреть как экологически ориентированный вид деятельности, который дает возможность закреплять представления детей о мире природы, преобразовывать полученные знания в игру, обогащая жизнь дошкольников новыми впечатлениями, развивать их творческие способности. Подобные идеи встречаются в работах С. Н Николаевой (1, Н. Н. Поддъякова(2, которыми была разработана система, направленная на обучение детей разным видам конструирования, включающая и макетирование, как средство построения собственной деятельности. По мнению ведущих исследователей,Л. С. Выготского и Н. П. Поддъякова, используя макеты и деятельность с ними, мы находим возможность для «погружения» детей в удивительное царство природы Из опыта работы видно, что макетная деятельность способствует формированию у дошкольников стремления к гармоничному сосуществованию с миром природы, развитию познавательной активности. В ходе создания макетов и игр с ними, нами решаются следующие задачи: - развивать монологическую и связную речь, активизировать словарь, формировать навыки сочинительства; - развивать логическое мышление, память, внимание детей; - способствовать формированию коммуникативных навыков; - развивать умение работать в коллективе; - воспитывать в детях бережное отношение к природе, желание охранять и помогать ей; - закреплять знания детей о мире природы; - формировать осознанно- правильное отношение к представителям растительного и животного мира; По мнению А. А. Каменевой(3, макет является результатом конструктивно- творческой, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство и даже сам период изготовления макета обладает самоценностью, являясь сам по себе процессом обучения. Работа по созданию макета, к которой обязательно приобщаются родители, так как эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия, проводится нами в несколько этапов: 1этап: предварительная работа. В ходе этапа с детьми проводятся беседы о природе и ее объектах, проходит просмотр презентаций, рассматривание картин, иллюстраций, проводим наблюдения на прогулках, читаем художественную литературу и так далее. Таким образом на первом этапе происходит обогащение личного опыта дошкольников, а так же сбор материала для создания макета. 2этап: изготовление основы будущего макета и наполнение предметным материалом. В ходе работы на данном этапе нами включаются элементы художественно- изобразительного творчества, конструирования, моделирования. В процессе совместной продуктивной деятельности с детьми из картона, бумаги, солёного теста, природного и бросового материала изготавливаются дополнительные элементы, персонажи, антураж, являющиеся обязательной частью макета и позволяющие превратить его в игровое пространство. Во время создания макета каждый ребёнок выбирает наиболее понравившейся ему вид деятельности будь то конструирование, лепка, моделирование, рисование, аппликация и так далее. На данном этапе формируется представления детей о природных ландшафтах, искусстве, архитектуре, правилах поведения в природе. 3этап: активные игры детей и применение макетов в ходе образовательной деятельности. В нашей группе разработаны и созданы макеты: «Океан» «Водоём» «Земля- наш общий дом! Береги её!» «Саванна» «Лес» «Зимний лес» «Деревня» «Город» «Солнечная система» «Берегите лес от огня!»
макеты по пожарной безопасности
ну и разумеется макет «Перекрёсток».
Задачи которые мы ставим при планировании игр детей с макетами: - на основании макета придумать сюжет и реализовать его; - подбирать предметы- заместители, обогащая предметно- пространственную среду группы; - объединив несколько макетов, придумывать новые сюжеты, соединяя вымышленные и реалистические события; Из опыта работы мы делаем выводы, что используемые в работе с детьми макеты выступают средством формирования совокупных представлений детей о природе, способствуют умению находить и понимать взаимосвязи в природе, вызывают интерес, любовь и бережное отношение к ней, способствуют развитию познавательной активности дошкольников. Литература: (1) Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» // М. 1995 (2) Н. Н. Поддъяков «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника». (3) Каменева А. А. «Как знакомить дошкольника с природой»; Пособие для воспитателей детского сада//М. ,1995 29 марта 2019 в 22:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.