ЦЕЛЬ: продолжать формировать знания детей о зимующих птицах; через художественное произведение воспитывать любовь к живой природе, желание заботиться о ней
ХОД:
Воспитатель. Какое сейчас время года? (Зима). Почему осенью птицы улетают на юг? (Птицам нечего есть-насекомые прячутся в землю, в листья.)
Воспитатель. А все ли птицы улетают? Каких вы знаете зимующих птиц? (галки, вороны, дятлы, воробьи, снегири, синицы, клёсты, сороки).
Воспитатель. Почему они не улетают? (Могут питаться семенами шишек, доставать из под коры насекомых, питаются остатками пищи).
(Воспитатель показывает картинки с изображением воробья и синицы.)
Воспитатель. Каких птиц вы видете? Чем они похожи и чем отличаются? (Разная окраска, одинаковый размер).
Воспитатель. А что вы знаете о воробьях? (Воробьи маленькие серо-коричневые птицы, живут стайками, питаются насекомыми, остатками пищи. К зиме переселяются ближе к жилью человека. Во время сильного мороза распускают крылья и сидят нахохлившись.)
Воспитатель. Сейчас я прочту Вам стихотворение про воробья.
Птичьи гнёзда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей ,
Наш дворовый воробей.
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Снег всю землю покрывает,
Воробьи не унывают:
Стайкой весело снуют.
Воспитатель. Послушайте, дети, что я хочу вам рассказать о синицах. Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Но как налетят синицы, лес оживает. Синицы с писком перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево, рассматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка. Не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазаревки. И московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове. В лютую стужу синицы прилетают к избам, они ждут, когда для них в кормушку положат кусочек хлеба, зерна. А иначе синицы замёрзнут в лесу.
(Воспитатель показывает картинки с изображением ворон и снегирей).
Воспитатель. Назовите этих птиц. Как вы их различаете? (Ворона большая с серыми боками, снегирь маленький с красной грудкой).
Воспитатель. Что вы можете рассказать об этих птицах. (Вороны зимой держатся ближе к жилью человека. Кочуют, перелетая в места, где зима мягкая, не перелетают только старые вороны. В сильные морозы садятся ближе друг к другу и прячут голову под крыло. Есть такая примета: если вороны зимой летают стаями и сильно каркают, значит пойдёт снег. Снегирь с ярким красным оперением на груди и серо-голубоватым на спине На голове красная шапочка и чёрный толстый клюв. Питается семенами ольхи, клёна, ясени, сирени. Очень любит ягоды рябины. Снегири-птицы неповоротливые, медлительные.)
Воспитатель. Ребята, а какая птица зимой выводит птенцов? Я сейчас вам про неё загадаю загадку. Чьи малыши ,в лесной глуши, в холод лютый-раздеты, разуты. (Клёст).
(Воспитатель показывает картинку с изображением клеста)
Воспитатель. Кто хочет рассказать об этой удивительной птице? (Клесты живут стайками. Самцы имеют красно-оранжевую окраску, самки –зеленовато-жёлтую. Концы клюва у клеста перекрещиваются, что помогает им доставать семена из еловых или сосновых шишек. Живут клёсты там, где много елей, сосен. Гнездо у них глубокое, тёплое. Одни из всех птиц выводят птенцов зимой).
(Воспитатель показывает картинки с изображением сороки, дятла).
Воспитатель. Назовите этих птиц. Что вы можете рассказать о них. ( Сорока-крупная птица с красивым чёрно-бурым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте чёрная, с зеленоватым отливом, а на боках белая: отсюда прозвище её «сорока-белобока». Хвост у сороки длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут к низу. Сорока- птица ловкая, очень подвижная, но вместе с тем осторожная. Ещё издали услышит посторонние звуки и уже начинает стрекотать. За то, что она любит блестящие вещи, её называют сорокой-воровкой. У дятла красивое пёстрое оперение: верх тела у него чёрный, на голове и шеи белые пятна, низ тела белый. У дятла хорошо приспособленные ноги и хвост, который служит опорой при лазании, острый и крепкий клюв. Дятел очень полезная птица потому , что он лечит деревья.)
Воспитатель. Может кто-то из вас расскажет стихотворение про какую-нибудь из этих птиц.
Ребёнок.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой!
Воспитатель. С приходом поздней осени и наступлением зимы кажется, что в лесу всё замирает. Оказывается, что это всё не так. Мы сегодня узнали, как все птицы приспосабливаются к холодам. А мы все вместе поможем им перенести лютую зиму, будем их каждый день подкармливать.