МБДОУ "Детский сад №153" г. Нижний Новгород, группа "Солнышко"
Экологический проект «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей 5–6 лет)Экологический проект «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей 5–6 лет)Здравствуйте Уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию экологический проект «Здравствуй зимушка- зима.», входящий в серию проектов «Времена года.» Экологический проект «Здравствуй зимушка-зима.» (ознакомление детей 5-6 лет с временем года- зима, её характерными признаками). «Мир окружающий ребёнка- Это прежде всего мир природы, С безграничным богатством явлений, С неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.» Вид проекта: познавательно- исследовательский, творческий. Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Срок реализации: 2,5 месяца Возраст детей: 5-6лет. Предварительная работа: наблюдения, беседы, рассматривание пейзажей, чтение народных примет, чтение стихотворений о природе, эксперименты,ведение листов наблюдений. Материально-техническое оснащение: репродукции картин русских художников с изображением пейзажей (осень, зима, весна, лето); книги со стихотворениями, книга В. Бианки " Синичкин календарь"; панно «Времена года» Актуальность темы. В 5-6 лет дошкольник проявляет активный познавательный интерес к окружающей его природе, изменениям в ней, погодным условиям. У детей, в этом возрасте возникают вопросы: «Почему, зачем, откуда? И эти вопросы порой ставят взрослых в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей. Окружающий нас мир огромен, а опыт ребенка, вступающего в этот мир, мал. Поэтому наша задача знакомить его с природой постепенно, от простого к более сложному. Сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить его познавательный интерес на осознанное ознакомление с окружающим миром, создать условия, чтобы у ребенка сформировались правильные представления о нём. Для этого не нужно специально везти ребенка за пределы населенного пункта. В городе: во дворах, в скверах, парках можно знакомить детей с матушкой природой. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые заинтересуют дошкольника, научат любоваться яркими красками неба при закате солнца, кружевной формой снежинки, буйством красок осени, свежей яркой зеленью весенней травы, капельками росы на листьях растений, прекрасной палитрой летних цветов, простором лугов и полей то, у ребенка будет развиваться чувство прекрасного, он научится воспринимать красоту окружающего мира и захочет глубже познать его, у ребенка возникнет желание заботится о природе, любить ее. Цели: - развивать познавательный интерес, наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями природы; - развивать эстетическое восприятие природных явлений; - формировать осознанное, бережное отношение к природе; - заложить азы экологической культуры. Образовательные задачи: Социально-коммуникативные: - освоение правил коммуникации в взаимодействии со сверстниками через умение распознавать; - развитие исследовательской деятельности ; - помочь ребенку воспринимать себя, как активного субъекта природы; - обеспечить ребёнку возможность использовать все органы чувств: зрительное, слуховое,тактильное, вкусовое восприятие; - формирование у детей навыков совместной деятельности с детьми, родителями, как в детском саду, так и дома; - формировать культуру безопасного поведения в природе. Познавательные: -формировать представления детей о сезонных изменениями в природе зимой, с цветовой гаммой, присущей этому времени года; - формирование элементарных представлений о простейших взаимосвязях в природе; - стимулировать познавательную активность детей при ознакомлении с характерными признаками зимы; - формирование познавательно-исследовательской деятельности, знаний, умений навыков у детей шестого года жизни. Речевое развитие: - при приобщении детей к природе, обогащать словарный запас детей; - ознакомление дошкольников с природой, с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки); - развивать умение детей использовать сравнения, подбирать определения к заданному слову; - упражнять в составлении описательных рассказов о зиме (с использованием схем- моделей) Художественно-эстетическое: - развитие фантазии и творческого воображения; - овладение детьми нетрадиционными техниками художественного конструирования (из бумаги, ткани, природного и бросового материала) ; -знакомство с произведениями изобразительного искусства -пейзажами русских художников; - воспитывать чувство прекрасного от встречи с природой; - воспитывать познавательный интерес при общении с природой,побуждать отражать полученные знания в творчестве. Физическое развитие: - сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей; - формирование навыков двигательной активности; - учить заботиться о своем здоровье в зимнее время года; - развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с зимы. Сущность проекта. Все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели- развивать познавательный интерес детей, дать детям представление о зиме, её характерных признаках. При участии в мероприятиях, способствовать тому, что бы дети приобретали новые знания о сезонных изменениях, приметах через наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, художественное творчество, рассматривание иллюстраций и репродукций картин русских художников. Все мы прекрасно знаем, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому детям предлагается много игр. В игре дети в непринужденной форме вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания об окружающем их мире, развивают диалогическую и монологическую речь. В образовательной деятельности на ряду с детьми и педагогом принимают участие и родители. Родителям в помощь предлагаются : консультации, рекомендации, информация о времени года- зима, игры, загадки, стихи. Родителям предлагается принять участие в конкурсах совместного творчества Реализация проекта. Вхождение в проблему. Во время общения с детьми группы, я обратила внимание на то, что дети охотно говорят о лете, весне,осенней поре, но мало кто из дошкольников имеет представление о характерных признаках зимы (кроме того, что идет снег и можно кататься с горки). Для того, чтобы показать детям, как прекрасна природа зимой, пробудить в них интерес к данному времени года, мной был запланирован данный проект. Результаты совместной продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта: - формирование целостного отношения к природе; - повышение интереса детей к природе и природным явлениям в зимний период; - проявление познавательной активности, фантазии и творческих способностей; - способствовать улучшения микроклимата в семье через совместную деятельность детей и родителей; - проведение конкурсов совместных творческих работ (детей и родителей) -тематические выставки творческих работ детей - изготовление книг-самоделок с творческими работами и рассказами детей о зиме, зимних играх и забавах. - изготовление альбома «Зимушка-зима!», включающих в себя детские творческие работы, выполненные в нетрадиционной технике- пластилинография, с приметами,стихами, пословицами и поговорками о зиме. 1 этап — подготовительный: - постановка целей и задач, определение направлений, объектов, методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор материала и оборудования. 2 этап проекта: «Здравствуй зимушка-зима!»». I. Тема: "Зима. Изменения в природе" Пр. сод. - формирование знаний о сезонных изменениях в природе зимой, экологической культуры дошкольников; развитие дружеских взаимоотношений в ходе совместной деятельности. 1. Наблюдения: - «Снежным серебром январь украшен!»; - «Не художник, а рисует.»; - «Зимнее солнце.»; - «Деревья зимой.»; - «Воробей, ты зимой не робей!»; 2. Исследовательская деятельность: - «Где больше всего выпало снега?»; - «Кто разукрасил окна?»; - «Найди деревья в инее или снегу на территории детского сада.»; - «Почему нахохлился воробей?»; 3. Беседы: - «Зимушка-зима.»; - «Январь. Приметы, пословицы, поговорки.»; - «Погода зимой.»; - «Мороз, снег, лед.»; - «Январь году начало- зиме середина!»; - «Метель- хорошо или плохо?»; - «Как зимуют наши пернатые друзья.» 4. Рассматривание: репродукций картин картин : Ю Клевер «Зимний закат в еловом саду», А. Каменев «Зимняя дорога.»,К. Розен «Зимний лес.», иллюстраций в книгах (С использованием ИКТ). 5. Чтение художественной литературы: -В. Бианки «Синичкин календарь», К. Ушинский «Почему опустел лес.»; -стихотворений: А. Яшина «Покормите птиц зимой.», К. Бальмонт «Снежинка.», С. Маршак «Вьюга, снежная пурга.», «О том, как хороша природа.», М. Познанская «Снег идет», - загадок; - примет ; -пословиц и поговорок. -заучивание наизусть Д. Хармс «Буря мчится, снег идет.». 6. Дидактические игры: - «Когда это бывает?» - «Расскажи, что видишь.» ; -«Мое облако»; -«Разрезные картинки». 7. Художественное творчество: - рисование «Зимнее небо», «Зимний лес.», «Деревья зимой.»; - аппликация «Буря мглою небо кроет». 8. Подвижные игры: «Солнышко и ветер», «Снежинки и ветер», «Берегись! Заморожу!». 9. Работа с родителями: 1. Анкетирование «Друзья природы»; 2. Консультация «Все о зимующих птицах»; 3. Индивидуальная работа: привлечь семьи Вавилина В. и Глазкова С. К изготовлению книжек -самоделок «Декабрь» и «Январь» 4. рекомендации для родителей «Семейные прогулки» Предложить родителям на прогулках понаблюдать за снегопадом, зимним небом, солнцем, птицами. Домашние зарисовки - отражение наблюдений в рисунке: - «Снег кружится, летает, летает.» ; - «Зимующие птицы.» II.Тема: Что бывает зимой? Пр. сод. - Формирование представлений детей о природных явлениях в конце зимы, обобщение и систематизация знаний детей о зиме. 1. Наблюдения: -«Прилетел холодный ветер.»; - «Народные приметы февраля.»; - «День прибавился- и вот февраль на улицу зовет.»; - «Снег снежок кружится- белая вся улица!» (Наблюдение за снегопадом); -«На тропинках лед лежит.»; - «К нам идет тепло.» (Погодные условия в конце зимы); 2. Исследовательская деятельность:- «Рассмотрим снежинку через лупу»; - «Определение наличия ветра и поземки»; - «Поведение птиц у кормушки»; - «Найти на территории участка признаки оттепели, объяснить.». 3. Беседы: -«Январь пробегает, денек прибывает.»; - «Февраль- последний месяц зимы.»; - «Народные приметы февраля»; -«Зимние игры и забавы.» - «Гололедица.». 4. Рассматривание: репродукций картин: И Левитан «Лес зимой.», Шишкин «Зима в лесу,иней.»,, А. Соврасов «Зима.», В. Суриков «Взятие снежного городка.», иллюстраций в книгах (с использованием ИКТ). 5. Чтение художественной литературы: - В. Бианки «Синичкин календарь», П. Бажов «Серебряное копытце.», А. Пушкин «Зимний вечер.», И. Никитин «Встреча зимы.»; - стихотворений : В. Сладков «Февраль.», Н. Заболоцкий «Февраль.», В. Берестов «Справа лед и слева лед.»,; - загадок:о зиме, снеге, морозе, оттепели, птицах; -заучивание наизусть стихотворения В. Лунина «Зима». 6. Художественное творчество: (рисование, аппликация) - зимнее дерево; - зимний лес; - зимняя елочка, с использованием различных видов материала; 7. Игры:а) дидактические: - «Что мы делаем зимой.»; - «Когда это бывает?»; -«Так бывает или нет?» - «Времена года.». б) словесные: -«Подскажи слово»; -«Скажи ласково». 8. Составление рассказов : - «Зима в лесу»; - «Зимние забавы» 9. Проведение опытов: со снегом, льдом, водой. - «Снег и лед- вода, изменившая свое состояние под действием температуры» - «Лед легче воды.» - «Мыльные пузыри на морозе.» 10. Исследовательская деятельность: - «Определение наличия ветра и поземки.»; - «Найти на территории участка детского сада признаки оттепели, объяснить.»; - «Выяснить с какой стороны крыши сильнее капель.»; - «Рассмотреть подтаявший снег, на что он похож? (на кружева) Кто их соткал? 11. Поделки из снега (снеговика,, снежной крепости). 12. Подвижные игры: - «Два Мороза»; - катание на санках; -скольжение по ледяной дорожке; - метание снежков в горизонтальную и вертикальную цель; -хождение по снежному валу. 13. Самостоятельная художественная деятельность: - рисование на тему «Зимние пейзажи"; -рисование палочками на снегу; -выкладывание узоров из подручного материала; -аппликация «Зимнее дерево». -Изготовление зимней гирлянды «Приметы зимы» 14. Выставки совместного творчества детей и родителей: «Зимняя сказка», «Зима в лесу». 15. Работа с родителями: 1. анкетирование: «Зимние забавы и игры»; 2. Консультации для родителей: -«Учимся наблюдать в природе»; -«Зимние игры и забавы»; 4. Индивидуальная работа: привлечь семью Васильевой П. к изготовлению книжки -самоделки «Февраль»; 5. Привлечь родителей к организации выставки совместного творчества «Зимние пейзажи.»; 6. Привлечь родителей к подбору рассказов о приметах зимы для изготовления итогового альбома совместного творчества «Зимушка- зима!»; Итоговая работа : Создание альбома детского творчества «Зимушка-зима!», выполненного в стиле пластилинографии, с подборкой пословиц, поговорок, рассказов и стихов о зиме. Хотелось бы предоставить насколко фотографий из отчёта по проекту: Работа с родителями: Анкетирование Консультации для родителей Выставка совместного творчества детей и родителей Творческие работы детей Рисование на тему: «Зимний пейзаж.» Аппликация (с использованием нетрадиционных материалов:тюль и ватные диски.) На тему : «Зимние деревья.» 29 марта 2019 в 20:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.