МБДОУ "Детский сад №153" г. Нижний Новгород, группа "Солнышко"

Конспект опытно–экспериментальной деятельности по формированию знаний о свойствах воды с детьми подготовительной группы

Цель:

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т. д.); Способствовать развитию речи, мышления, любознательности, творческого воображения, экологической культуры; умение любоваться красотой водоемов, проводить несложные эксперименты; воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Материал:

Демонстрационный: глобус, емкости разной формы, воронка, салфетки, кувшин с водой, кубик и шарик, термос с горячей водой, соль, два яйца, бабушка Догадушка, корзинка, карточки с именами признаков (Триз-технологии).

Раздаточный: прозрачные пластиковые стаканчики, сок, чайная ложка, салфетки, трубочки коктейльные, кусочки льда, пластиковые тарелочки.

Методы и приемы:

Организационный момент

Игровой метод

Словесные методы: уточнения, опросы, загадывание загадки, разговор, художественное слово.

Объяснение назначения предмета, вопросы, поощрения.

Практические методы: совместные действия воспитателя и детей,

Алгоритмы для составления модели этапов деятельностиопыты и эксперименты.

Инновационные методы: использование Триз – технологий.

Предшествующая работа:

Игры с водой, камушками

Беседа о правилах поведения при проведении опытов

Работа с энциклопедиями

Чтение О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»«Социально – коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие»«Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Литература:

1. Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения»Управление ДОУ №4 2004

2. Короткова И. А. «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников»

3. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»Дошкольное воспитание №1 2005

4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты» Екатеринбург

5. РавизаФ. В. «Простые опыты» М. 1997

Ход:

1. Организационный момент

Дети стоят около воспитателя

Воспитатель - Сегодня к нам в гости пришла Бабушка Догадушка. Она пришла к нам не просто так. Посмотрите, что она вам принесла в подарок (Бабушка Догадушка достает в подарок из корзинки глобус).

Воспитатель-Ребята скажите, что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Глобус – модель земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля. Бабушка Догадушка подарила его нам не просто так. Для того

чтобы узнать, что мы сегодня будем исследовать, она хотела бы загадать вам загадку.

Хотите послушать? (ответы детей).

Бабушка Догадушка загадывает загадку:

-Говорят, она везде! -В луже, в море, в океане, -И в водопроводном кране, -Как сосулька, замерзает, -В лес туманом заползает, -На плите у нас кипит, -Паром чайника шипит. –Без нее нам не умыться, -Не наесться, не напиться! -Смею вам я доложить: -Без нее нам не прожить?

(Вода)

(ответы детей).

Бабушка Догадушка: Правильно, молодцы!

Воспитатель: Давайте посмотрим на глобус. Что на глобусе обозначено голубым цветом

- Ответы детей.

Воспитатель: Какие цвета вы еще видите?

-Ответы детей.

Воспитатель: Что обозначено этими цветами?

-Ответы детей (зеленый- лес, желтый –пустыни, коричневый- горы)

Воспитатель: Какого цвета больше на глобусе?

-Ответы детей.

Воспитатель: Голубого цвета больше, а это значит, что воды на земле больше чем суши.

Бабушка Догадушка: Как вы думаете, человек может жить без воды?

-Ответы детей.

Бабушка Догадушка: Кому еще нужна вода? (животным, птицам и т. д.)

Воспитатель: Хотите больше узнать о воде?

-Ответы детей.

Воспитатель: Для того чтобы исследовать данный объект неживой природы нам нужно пройти в лабораторию.

2. Опытно – экспериментальная деятельность.

Бабушка Догадушка помогает детям добраться в лабораторию.

Воспитатель: Для того чтобы начать работу надо вспомнить правила поведения лаборатории.

1. Внимательно слушать воспитателя.

2. Нельзя ничего брать в рот.

3. Не размахивать руками.

4. Выполнять предложенные действия.

5. Нельзя вертеться за столом.

6. Нельзя толкать товарищей.

Дети надевают фартуки, садятся за столы.

Опыт:

«Имеет ли вода форму

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей)

Воспитатель: А имеет ли форму вода?

Воспитатель: Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Дети вместе делают вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются. (Применяется Метод Маленьких Человечков (ТРИЗ - технологии).

На мольберт выставляются карточки имен признаков:«цвет»«запах»«влажность»

Воспитатель: Перед вами на столах два стаканчика: один с водой, другой с соком. Опустим в оба стаканчика по чайной ложечке. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему?

-Ответы детей.

Вывод: вода прозрачная, поэтому в стакане с водой видно ложечку, а в стакане с соком нет.

«Имеет ли вода вкус?»

-Давайте подумаем, есть ли у воды вкус?

Воспитатель предлагает выпить немного кипяченой воды. Есть ли у нее вкус?

Воспитатель: Почему нельзя пить воду из под крана?

-Ответы детей.

Воспитатель: А теперь попробуем сок?

Воспитатель: Есть ли вкус у сока?

-Ответы детей.

Вывод: у воды нет вкуса.

Воспитатель: Бабушка Догадушка приготовила нам еще один сюрприз.

Посмотрите, что она нам принесла? (Бабушка Догадушка достает термос).

Бабушка Догадушка: Как вы думаете, как называется этот предмет?

-Ответы детей.

На мольберт выставляется карточка с именем признака «температура»

Воспитатель: Над горлышком термоса поместим зеркало. Что происходит?

-Ответы детей.

Вывод: Пар это одно из состояний воды.

Воспитатель: Хотите узнать, какая вода тяжелее?

-Ответы детей.

Воспитатель: Я заполню два одинаковых стакана водой. Добавляю в один из них четыре столовых ложки соли. Размешаю воду, пока она не станет прозрачной. Положу в каждый стакан с водой яйцо. Как вы думаете, что произойдет?

-Ответы детей.

Воспитатель: Яйцо, положенное в стакан с несоленой водой, опустилось на дно, а в соленой воде яйцо плавает.

Воспитатель: Я думаю, что в несоленой воде яйцо тяжелее, чем вода, поэтому оно тонет, а соленая вода тяжелее, чем яйцо, поэтому оно плавает. Отсюда можно сделать вывод, что соленая вода тяжелее, чем пресная.

Воспитатель: Мы хорошо потрудились, а теперь пришло время отдохнуть.

3. Физкультминутка «К речке быстрой».

К речке быстрой мы спустились. (шагаем на месте) Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе) Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой.

Воспитатель предлагает детям вернуться в лабораторию.

4. Выводы

Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня, занимались и о каких свойствах воды узнали.

Дети вместе с воспитателем делают выводы: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который ее помещают. Вода – жидкость. Вода прозрачная, не имеет вкуса. Пар это тоже вода. Соленая вода тяжелее, чем пресная.

Воспитатель: К сожалению Бабушке Догадушке пора возвращаться домой.

Дети благодарят Бабушку Догадушку за подарки, приглашают еще раз к ним в гости, прощаются с ней.

6 марта 2019 в 20:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.